Если в процессе разработки решения «забыть» про какое-то из перечисленных базовых понятий, или «проработать» его недостаточно глубоко, то качество разработанного решения сильно пострадает. Поэтому к процессу работ по бизнес-анализу нельзя подходить формально или всегда действовать по неизменным шаблонам, в противном случае разработанное решение не оправдает ожиданий по своей ценности. Именно совокупность шести перечисленных базовых понятий бизнес-анализа позволяет подойти к решению проблемы системно и концептуально, в буквальном смысле «видеть все» и разрабатывать решение на основе данных (data-driven).
Работы по бизнес-анализу включают работу в шести областях знаний:
— планирование и мониторинг — это планирование самого процесса работ по бизнес-анализу. Планирование предполагает формирование плана действий, работ по бизнес-анализу, описание конкретных задач, связанных с данной проблемой (инициативой, проектом), выбор техник, используемых при проведении тех или иных работ по бизнес-анализу (они в процессе работы могут измениться или дополниться) и др.;
— выявление и сотрудничество — это выявление и работа с заинтересованными сторонами. Включает описание задач в части выявления заинтересованных сторон, получения информации от них, подтверждение результатов выявления информации, передачу информации заинтересованным сторонам;
— управление жизненным циклом требований — это описание видов работ в области управления и поддержания требований, включающая разработку требований к решению и работу с ними на протяжении всей работы над проблемой от начала до ее окончания, описание процесса достижения согласования между требованиями заинтересованных сторон и требованиями к решению при работе над проектом;
— анализ стратегии — разработка решений для развития организации. Эта область описывает работу бизнес-аналитика стратегической направленности в части использования возможностей организации для дальнейшего развития. Достижение желаемых будущих состояний должно обеспечить устойчивое развитие организации;
— анализ требований и определение дизайна — это разработка и детальное описание сущности разработанного решения. Она включает описание задач, по формированию, структурированию и систематизации требований, определению вариантов решения (их описанию — дизайну), отвечающих потребностям бизнеса, и ожидаемой потенциальной ценности по каждому варианту решения;
— оценка решения — в этой области описаны задачи по оценке ценности (пользы) решения: для организации и заинтересованных сторон, и рекомендации по устранению препятствий или ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать эту ценность. Как правило для оценки ценности решения разрабатывают показатели KPI, позволяющие проводить мониторинг его результатов и убедиться, что решение действительно позволило достичь всех ожидаемых целей.
Бизнес-анализ имеет признанную ценность, подтвержденную международной сертификацией в областях: кибербезопасность, разработка продукта, agile, аналитика бизнес-данных.
Одним из проявлений гибкости и ценности работы бизнес-аналитика является то, что для работы над каждой конкретной проблемой или возможностью он самостоятельно выбирает наиболее подходящую для этой работы совокупность техник. Есть лучшие практики работы (которые необходимо изучить, «взять» из них то, что будет иметь ценность в данном конкретном случае, но не «абсолютно» копировать, не изучив контекст), но единого «стандартного» и унифицированного набора техник для любого случая не существует. Более того, если всегда использовать только один «набор» техник для решения любой проблемы, то это нанесет ущерб качеству решения, так как любая проблема имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, имеет разный контекст, в котором она возникла, а следовательно, и набор инструментов (техник) для исследования должен быть различным, так же как и каждое решение должно иметь уникальность. С одной стороны, каждая техника выбирается на основе наибольшей ценности ее применения именно для данной задачи (проблемы). С другой стороны, нет необходимости использовать технику, если результаты от ее использования «дублируют» результаты, полученные от применения других техник, либо не приносят дополнительной пользы, которая позволит повысить ценность при анализе контекста и разработке решения.
Существенный ущерб решению может принести ситуация, если бизнес-аналитик не владеет необходимым объемом знаний в области техник, не умеет выполнять работы в рамках областей знания бизнес-анализа. Это не позволит ему выбирать те техники, которые лучшим образом подойдут для решения данной проблемы, а будет использоваться только их «узкий набор», например, всегда применяется только SWOT-анализ, мозговой штурм и экспертные оценки вместо того, чтобы использовать множество иных техник, позволяющих более детализировано и точно исследовать контекст, обоснованно выявлять причины возникновения проблемы, а не строить гипотезы, основанные только на мнении экспертов и «общем» анализе бизнес-ситуации. Также если бизнес-аналитик не знает виды работ по каждой из областей знания бизнес-анализа, то разработать лучшее решение любой проблемы бизнеса тактического или стратегического уровня также не получится.